пʼятниця, 1 квітня 2016 р.

Не только описывать, но и творить реальность!

Почему так велико влияние польской прессы на жизнь страны

Предваряя дискуссию, Павел Новацкий вкратце описал новейшую историю развития польских СМИ и рассказал о вызовах, на которые прессе приходится отвечать сегодня.Предваряя дискуссию, Павел Новацкий вкратце описал новейшую историю развития польских СМИ и рассказал о вызовах, на которые прессе приходится отвечать сегодня.
В мировом медиа-пространстве происходят кардинальные процессы трансформации сродни тектоническим сдвигам. Появляются все более новые и совершенные носители информации, которые вытесняют традиционные СМИ (и прежде всего - печатные) на периферию человеческого внимания. И это процесс набирает силы не только в передовых, но и в менее экономически развитых странах, в том числе и Украине.
Интернет, социальные сети породили и такое явление, как гражданская журналистика, когда любой пользователь компьютера, планшета, смартфона способен фиксировать и распространять информацию. Самодеятельные блоггеры составляют мощную конкуренцию профессиональным журналистам. И традиционные СМИ с этим вынуждены считаться и учиться жить в новых обстоятельствах.

Выживают самые активные

Передовые страны Запада первыми столкнулись с этой проблемой. Их масс-медиа все активнее используют новые инструменты в своей работе и приобрели в этом неплохой опыт, которым охотно делятся с восточными соседями, столкнувшимися с теми же проблемами.

В этом убедились участники стажировки украинских и белорусских редакторов и журналистов в Польше и Дании, организованной Восточноевропейским демократическим центром. Они встречались с ведущими специалистами как центральных, так и региональных изданий - газет, телевидения и интернет-порталов.
Опыт Польши стажерам был интересен, прежде всего, тем, что эта славянская страна нам очень близка ментально. К тому же, совсем недавно прошла путь трансформации общества от коммунистического тоталитаризма к демократии, ее экономика сумела перестроиться и бурно развивается. То есть опыт польских коллег украинские и белорусские журналисты могут использовать уже сейчас.
Что же касается Дании, представительницы так называемой старой Европы с ее устоявшимися демократическими институтами, - то это своеобразный маяк, то, к чему мы должны стремиться в более отдаленной перспективе.
В предлагаемой вашему вниманию статье я расскажу о Польше, где участники стажировки изучали один из эффективных путей выживания прессы - гражданскую активность редакционных коллективов. Ведь многие СМИ вызывают к себе интерес и остаются в центре внимания населения не только благодаря своей информационной деятельности, но и своими общественными акциями.

Инициаторы, а не только партнеры

В первый же день стажировки организаторы предложили гостям дискуссию«Участие СМИ в процессе образования гражданского общества, главным образом, путем общественных кампаний». Ее ведущим стал заместитель главного редактора одного из ведущих польских изданий«Дзенник Газета Правна» Павел Новацкий.
Предложенная тема дискуссии и особенно опыт редакции «Дзенника Газеты Правной» по работе со своими читателями весьма заинтересовала украинских и белорусских журналистов.Предложенная тема дискуссии и особенно опыт редакции «Дзенника Газеты Правной» по работе со своими читателями весьма заинтересовала украинских и белорусских журналистов.
У польских СМИ уже более чем 20-летний опыт участия в общественных кампаниях, направленных на помощь новорожденным, старикам, представителям других незащищенных категорий населения. Успех многих благотворительных фондов, даже таких, как «Большой оркестр Рождественской помощи», о котором «ПВ» рассказали в одной из недавних публикаций, был бы немыслим без их информационных партнеров - газет, радио, телевидения.
Именно благодаря такому сотрудничеству в Польше успешно проводятся десятки общественных акций, таких, как «Благородный подарок» (помощь неимущим), «Пей молоко - будешь большим» (пропаганда среди детей здорового питания), «Стоп сумасшедшим водителям!», «Собираю на грудь, новую прическу и наркотики» (помощь онокобольным), «Школа без насилия», «Родить по-человечески» и т.п.
Более того, инициаторами части этих акций являются непосредственно СМИ. И не только общенациональные, как, например, «Газета выборча», но и региональные.
Именно последние и вызвали наибольший интерес у стажеров, представляющих преимущественно такую же локальную прессу, у которой материальные ресурсы весьма ограничены. Тем не менее, газеты даже небольших польских городов, оказывается, в состоянии пребывать не просто в эпицентре событий, но и становиться инициаторами этих событий. И таким образом не только вызывать живой интерес у читателей, но делать их своими соратниками.
Как, например, «Газета Ярочиньска» («ГЯ»), с главным редактором которойБеатой Францковяк-Пётрович участники стажировки встретились накануне выезда в польскую глубинку.
Творческий коллектив этой издания, выпускаемого в 25-тысячном городке Яроцин и обслуживающего 70-тысячное население одноименного повята (аналога украинского района - прим. автора), живет по принципу «не только описывать, но и творить реальность».
Беата Францковяк-Пётрович рассказала о том, как «Газете Ярочиньской» удается не только описывать, но и творить события.Беата Францковяк-Пётрович рассказала о том, как «Газете Ярочиньской» удается не только описывать, но и творить события.
Когда журналисты столкнулись с неповоротливостью бюрократической машины в решении очень важных вопросов, они не ограничились публикациями, а сами включились общественную деятельность.
Однажды произошел такой случай: 18-летнему местному пареньку отрезали ногу из-за рака кости. Срочно нужен был современный протез, чтобы предотвратить развитие болезни. Но местные чиновники не спешили выделять на это деньги.
Тогда редакция «ГЯ» создала свой благотворительный фонд «Сад мечты»и организовала гражданскую кампанию в помощь юному земляку. Журналистов поддержали школьники и, выйдя на улицу, за день собрали необходимую сумму - 64 тысячи злотых. А всего на помощь юноше местные жители пожертвовали 100 тыс. злотых (это около 700 тыс. гривень по нынешнему курсу!). На эти деньги отправили юношу в Германию и там за три недели изготовили ему протез. После этого паренек смог осуществить свою мечту - покорил одну из горных вершин.
Далее «ГЯ» создала клуб волонтеров, которые регулярно помогают редакции проводить гражданские акции в течение года. А еще каждую весну выходят на улицы и собирают пожертвования в помощь больным детям и бедным семьям. В 2015 году, например, 350 местных волонтеров собрали 40 тыс. злотых.
Пани Беата уверена, что подобные кампании по силам многим редакциям - в том случае если их издатели чувствуют потребность в этом, а в среде журналистов есть лидеры, которые готовы заниматься общественной работой в нерабочее время.

Как спасали центральную площадь

Но наиболее известной «ГЯ» стала, благодаря акции Ratujmy Rynek! («Спасемте центральную площадь!»), направленной на то, чтобы оставить центральную площадь Яроцина пешеходной зоной.
Все началось еще в 2003 году, когда мэр по настоянию собственников торговых точек, расположенных на площади, предложил открыть по ней движение автотранспорта. Мол, тогда в магазинах появится больше покупателей и деловая жизнь в центре города оживится.
В ответ редакция «ГЯ» инициировала опрос горожан, в котором участвовали 900 человек. 840 из них высказались за сохранение в центре пешеходной зоны. Мэр не решился идти против общественного мнения и отступил. Но спустя два года вернулся к этой теме снова.
Здание городской ратуши гармонично вписывается панораму центральной городской площади (рынка) Яроцина. Местные активисты борются за то, чтобы одна из главных достопримечательностей города оставалась пешеходной зоной. Фото Бартоша Навроцкого Здание городской ратуши гармонично вписывается панораму центральной городской площади (рынка) Яроцина. Местные активисты борются за то, чтобы одна из главных достопримечательностей города оставалась пешеходной зоной. Фото Бартоша Навроцкого
Тогда газета опубликовала воззвание в защиту Рынка (так в Польше называют центральные площади городов - прим. автора) и инициировала еще один опрос горожан. В нем приняли участие уже почти 11 тысяч человек (то есть примерно половина взрослого населения). И 87% голосовавших высказались против движения транспорта по центральной площади...
Но и после этого проблема не исчерпалась: мэры менялись, и каждый из них пытался «протащить» решение по открытию Рынка для движения автомототранспорта.
Очередное противостояние активистов и чиновников по этому вопросу вспыхнуло в 2011 году. И тогда «ГЯ» выступила со статьей «Спасемте Рынок!», в которой разместила предложения горожан о том, как оживить деловую и культурную жизнь в центральной части. А также создала в «Фейсбуке» профиль Ratujmy Rynek, который стал площадкой для активного обсуждения проблемы. Власть снова отступила!
А в 2014 году очередной мэр сразу после своего избрания снова поднял вопрос об открытии движения транспорта по Рынку. И, несмотря на возражение общественности, продавил-таки это решение. И это было не единственное противостояние местной власти с активными горожанами.
В общем, все закончилось тем, что жители добились проведения референдума по досрочной отставке мэра и горсовета. И одним из наиболее активных участников гражданского сопротивления стала именно «ГЯ».

А потом мы поехали в Хшанув

Этот пример активного участия польских локальных СМИ в общественной жизни громад далеко не единичен. В этом убедились участники стажировки, разъехавшись по разным регионам работать в местных редакциях.
Наша группа из трех человек попала в Хшанув, 70-тысячный город, центр одноименного повята, расположенный примерно в 40 км от древнего Кракова. Здесь общественная жизнь была также взбудоражена грядущим референдумом о досрочном прекращении полномочий мэра Хшанова. И в том, что жители добились проведения этого плебисцита, также далеко не последнюю роль сыграла местная газета «Пшелом», одно из ведущих СМИ этого региона и важная коммуникативная площадка, где местные жители обсуждают свои проблемы.
О стажировке в этом издании стоит рассказать отдельно.
Игорь Войцеховский, 25.12.2015,
фото автора и Бартоша Навроцкого
P. S. Материал подготовлен по результатам стажировки украинских и белорусских журналистов в Польше и Дании в рамках международного проекта Восточноевропейского демократического центра при финансовой поддержке МИД Польши и Дании.

Немає коментарів:

Дописати коментар