вівторок, 5 квітня 2016 р.

Оленьи рога, автограф чемпиона и даже живая шиншилла - все пошло в дело!

Польские журналисты делились опытом гражданской активности с коллегами из Украины и Беларуси
В одной из своих недавних публикаций«ПВ» уже упоминали о непростых временах, которые переживают традиционные СМИ. Цифровые технологии, активно вторгающиеся и трансформирующие все сферы жизни, не обошли и медийную. Причем как в мегаполисах, так и в провинции. То, как приспособились и выживают в новых обстоятельствах европейские коллеги, изучали украинские журналисты во время двухнедельной стажировки в Польше и Дании.
«ПВ» уже рассказывали об опыте нескольких польских изданий («Дзеник Газета Правна» и «Газета Ярочиньска»), о котором на встрече в Варшаве стажерам рассказали их руководители. И акцентировали внимание не столько на информационной деятельности, сколько на общественной активности и участии в проведении гражданских акций.

Подоспели к разбору полетов

Кроме этого, украинские и белорусские журналисты получили возможность увидеть, как живут и работают редакционные коллективы локальных (то есть местных) газет в польской глубинке. Корреспондент «ПВ» вместе с луцким и белорусской коллегами работали в Хшанове, 70-тысячный административном центре одноименного повята (района) Малопольского воеводства.
В этом повяте находится редакция «Пшелома» - одной из лучших региональных газет Польши, победительницы различных престижных конкурсов и обладательницы престижных наград.
Тем не менее, даже «Пшелом» переживает непростые времена и вынужден приспосабливаться к стремительно меняющейся действительности.
Алисия Моленда (первая слева) обсуждает с первой группой предложения по корректировке редакционной политике издания.Алисия Моленда (первая слева) обсуждает с первой группой предложения по корректировке редакционной политике издания.
Как именно, гости увидели уже в первый день своей стажировки. Утром издатель газеты Алисия Моленда собрала весь коллектив, чтобы проанализировать причины 15-процентного падения тиража, произошедшего за последнее время. Сотрудников она разделила на две группы и дала полчаса на обсуждение причин и выработку предложений, направленных на то, чтобы остановить падение и вернуть утраченные позиции.
Потом было выступление представителей от каждой группы и жаркое обсуждение услышанного.

Оказалось, у нас много общего

Далее Алисия взяла тайм-аут на обдумывание выдвинутых предложений и, отпустив сотрудников, уделила время гостям. Рассказала об истории создания газеты, которая в сентябре 2015 года отмечала свое 25-летие, об организации работы редакции и о внедрении новейших цифровых технологий. Не обошла вниманием и особенности Хшановской земли, где распространяется «Пшелом».
Этот регион имеет много общего с Западным Донбассом. Он находится в промышленно развитой части Польши, где много шахт и металлургических предприятий.
Представители каждой группы проанализировали слабые и сильные стороны газеты и дали свои предложения по улучшению редакционной политики.Представители каждой группы проанализировали слабые и сильные стороны газеты и дали свои предложения по улучшению редакционной политики.
Кстати, в первые же сутки пребывания стажеров в Хшануве, ночью, произошло четырехбалльное землетрясение - вероятно, из-за сдвигов горных пластов на старой шахте, расположенной неподалеку. А уже рано утром интернет-портал «Пшелома» сообщил подробности о его последствиях.
Следует отметить, что электронная версия газеты развивается стремительно. Издатель видит в ней многообещающую перспективу. Интернет-портал газеты - уже не только коммуникативная площадка, где местные жители обсуждают на форумах насущные проблемы, не только доска объявлений и место для размещения рекламы. Дело в том, что пять месяцев назад редакция начала продавать подписку на электронную версию газеты - по примеру центральных изданий. И уже десятки человек купили эту подписку.
Петр Тарчиньский (справа) показывает стажерам центральную часть Хшанова.Петр Тарчиньский (справа) показывает стажерам центральную часть Хшанова.

Это не только бизнес

Но было бы ошибкой воспринимать СМИ как чисто коммерческие проекты. Они выполняют и важную общественную задачу, не только информируя население, но и объединяя, мотивируя читателей к участию в различных гражданских акциях, инициаторами которых очень часто становятся сами же редакции.
«Пшелом» не является исключением, о чем стажеры узнали в течение последующих дней. В частности, во время общения со своим опекуном - главным редактором интернет-портала «Пшелом» Петром Тарчиньским и главным редактором газеты Гражиной Кайм. Они рассказали о различных гражданских кампаниях, проводимых редакцией.
В вестибюле на первом этажа особняка, построенного специально для редакции, размещены газеты. Там собраны различные экспонаты – от первых редакционных пишущих машинок до многочисленных наград газеты.В вестибюле на первом этажа особняка, построенного специально для редакции, размещены газеты. Там собраны различные экспонаты – от первых редакционных пишущих машинок до многочисленных наград газеты.
Если говорить о благотворительных акциях, то наиболее яркие - это партнерство в «Финалах «Большого оркестра Рождественской помощи» (см.«Чтобы под твою дудку вся страна заплясала») в первой половине нулевых годов.
В первый раз редакция провела благотворительный аукцион с участием первых лиц города и бизнесменов. Горожане помогли собрать в коллекцию лотов весьма оригинальные предметы, пользующиеся спросом. Среди них были старинные монеты и предметы домашней утвари, раритетная пачка сигарет, автограф олимпийского чемпиона, оленьи рога и даже... живая шиншилла! Тогда удалось собрать 280 тыс. злотых!

Развлекали гостей до самого утра

На следующий год редакция впервые в повяте провела благотворительный бал в стиле ретро. Перед его началом газета в течение двух недель писала о культуре начала 20 века, о том, во что тогда одевались люди, что танцевали и т. п.
Пригласили на бал 150 человек, проводили там различные игры, конкурсы, учили танцевать чарльстон... В общем развлекали гостей до самого утра. А деньги за билеты, а также призы победителей были направлены на благотворительность.
А еще редакция «Пшелома» проводит ежегодную рождественскую акцию «Добрый пакет». На сайте местного собеса находит семью, которая нуждается в помощи и которой коллектив редакции в силах помочь. Сотрудники скидываются деньгами и покупают этой семье необходимые вещи.
Не обошли журналисты своим вниманием и животных. Когда в соседнем Освенциме в минувшем году открыли приют для животных, газета кинула клич помочь несчастным. В каждом номере печатала рассказы о судьбе спасенных, о том, в чем нуждаются и что именно собрали с помощью горожан и отправили в приют. За два месяца местные жители принесли в редакцию более 800 килограммов различных продуктов, много вещей, матрасов. Каждую неделю Петр Тарчиньский загружал свою машину под завязку, чтобы отвезти в Освенцим.

...И все это наносили на карту

Помимо благотворительных акций, редакция проводит и гражданские кампании, направленные на то, чтобы улучшить условия жизни в регионе. Такие, например, как «Поможем инвалидам», во время которой определяются места, недоступные для людей с ограниченными возможностями. А потом оказывается давление на власть, чтобы она исправила ситуацию.
А вот акция «Имеешь голос - имеешь выбор», которая проводилась в 2010 году, накануне местных выборов, имела более глобальную задачу. Редакция взялась за создание карты локальных проблем. Причем обозначение на карту наносились по сигналам читателей: где появилась стихийная свалка, где нет детской или спортплощадки, где еще какие-то безобразия. А потом журналисты связывались с кандидатами в депутаты и мэры с вопросом: как те намерены исправлять ситуацию?
«На стендах музея хранятся первые пишущие машинки и фотоаппараты, которые появились в «Пшеломе» в начале 90-х».«На стендах музея хранятся первые пишущие машинки и фотоаппараты, которые появились в «Пшеломе» в начале 90-х».
Были и другие акции, о которых просто невозможно рассказать в одном материале. Поэтому напоследок остановимся на той, которая затрагивает очень больную тему и для Западного Донбасса: сжигание сухостоя.

Как обуздать поджигателей

Дело в том, что еще не так давно Хшановский повят держал печальное лидерство в Малопольском воеводстве в этом вопросе. Были даже ЧП со смертельным исходом: в двух случаях во время сжигания сухой травы погибли люди.
И тогда журналисты поставили перед собой задачу изменить или хотя бы повлиять на сознание земляков. Особенно тех, кто считал: дед сжигал стерню, отец - теперь и я буду!
«Пшелом» организовал кампанию по предотвращению весенних пожаров (в отличие от наших краев, в Польше сухостой сжигают весной). На опубликованной карте были нанесены очаги возгораний и указаны их катастрофические последствия. На страницах издания выступали специалисты, рассказывая о колоссальном вреде для природы от поджигателей, о том, какое наказание им светит и т. п.
Среди школьников провели конкурс на лучший плакат. И работы победителей редакция распечатала в собственной типографии. Их развесили во всех школах повята, на улицах, в общественных местах. В результате, количество поджогов сократилось в два раза.
В общем, поездка в Хшанув оказалась очень интересной, а опыт местных журналистов - поучительным для стажеров из Украины и Беларуси.
Гражина Кайм (справа) во время экскурсии по музею показывает зарубежным коллегам выставку кукол, сделанных местными школьниками для любимой газеты.Гражина Кайм (справа) во время экскурсии по музею показывает зарубежным коллегам выставку кукол, сделанных местными школьниками для любимой газеты.
Игорь Войцеховский, 07.01.2016,
фото автора
P. S. Статья подготовлена по результатам стажировки украинских и белорусских журналистов в Польше и Дании в рамках международного проекта Восточноевропейского демократического центра при финансовой поддержке МИД Польши и Дании.

Немає коментарів:

Дописати коментар