неділя, 13 березня 2016 р.

Только дедушка, дяди и тети - никакой казенщины!

или Как рядовые поляки озаботились судьбой сирот и что из этого вышло

Интересно, как будет выглядеть особняк в Дынуве после того, как “Взрастане” завершит все ремонтные работы и благоустройство прилегающей территории? Уже сейчас он смотрится привлекательно.
Интересно, как будет выглядеть особняк в Дынуве после того, как
 “Взрастане” завершит все ремонтные работы и благоустройство
прилегающей территории? Уже сейчас он смотрится привлекательно.
Так уж получается, что сироты, с малолетства хлебнувшие горя и 
рано повзрослевшие, и во взрослом возрасте очень часто обречены на страдания. Из-за неприспособленности к жизни, душевной неприкаянности и одиночества многие становятся отверженными - бродягами, проститутками, преступниками. Казенным приютам, детдомам, интернатам часто не под силу залечить душевные раны маленьких страдальцев, чьи родители умерли или превратились в спившихся дегенератов.
Проблема сиротства не нова. Она волновала человечество с древних времен. Самые светлые умы ломали голову над тем, как вырастить из ребенка, оставшегося один на один с жестоким миром, доброго и отзывчивого человека, гражданина, патриота. Только единицам это удавалось и удается. И поэтому их опыт особенно ценен. А когда подобными вещами занимается не государство, а само общество, такой опыт ценен вдвойне. Особенно для Украины, где чиновников меньше всего волнуют подобные проблемы. Разве что отдельных подвижников, на которых все и держится...

Даже у них такое в диковинку

Безусловно, хорошее дело - создание детдомов семейного типа, приемных семей. Но, как показывает опыт наших западных соседей, полностью проблемы они не решают. Приюты все равно существуют и там. Но они совершенно разные. И к опыту некоторых весьма полезно было бы присмотреться.
Например, в Польше, в граничащем с Украиной Жешувском воеводстве работают несколько уникальных детдомов, почти все воспитанники которых, повзрослев, становятся полезными обществу гражданами и живут полноценной жизнью. Но что самое удивительное, детдома эти открыла и содержит не государство, а общественная организация - Фундация помощи молодежи им. Иоанна-Павла Второго “Взрастане”.
“То, что вы сейчас увидите, не совсем типично даже для Польши. А впрочем, сами все поймете”, - говорит кто-то из сопровождающих нашу группу, когда автобус сворачивает с основной дороги возле указателя “Лопушка Малая”. Мы проезжаем мимо живописного пруда с беседкой посередине, ухоженными берегами и помещичьего особняка со ступенями, ведущими к воде. Возле него-то мы и останавливаемся.
Приехавших в Польшу украинских журналистов уже встречает небольшая группа людей во главе с мужчиной преклонного возраста, но еще довольно энергичным. Это и есть Ян Буры, руководитель Фундации помощи молодежи им. Иоанна-Павла Второго “Взрастане”. Эта общественная организация за 21 год своего существования продемонстрировала, насколько огромны возможности простых людей - стоит им только объединиться для благих начинаний.
В прошлом номере (см. “Куда мне деть такую кроху?”) писал о том, как “Взрастане” реализует проект “Podkarpackie Osrodki Przedszkolne” (“Подкарпатские дошкольные центры”), в рамках которого за последние пять лет в селах двух повятов был открыт 81 мини-детсад. Но это далеко не все из того, чем занимается Фундация.
Самый впечатляющий проект “Взрастаня”, это, по-моему, создание детских домов для сирот - как биологических (то есть тех, чьи родители умерли), так и социальных (чьи родители лишены своих прав).
Дело в том, что на заре своего существования, в 90-х годах, “Взрастане” ставило перед собой цель помочь детям из неблагополучных семей. Для них открывали светлицы, организовывали походы, лагеря. Но потом поняли, что этого недостаточно. Ребятня, выдернутая из ужасных условий, после лагерей и увлекательных походов вновь возвращалась в семейный ад. И вся работа, направленная на то, чтобы отогреть мальцам души, помочь поверить в людей, шла насмарку. И тогда решились на кардинальный шаг - создавать дома, где дети с израненными сердцами смогли бы найти приют и любовь, которой им так не хватает...

Как учил Бронислав Маркевич

И вот, мы приехали в один из таких домов, самый большой, расположенный в селе Лопушка Малая. Под него государство передало Фундации бывшую помещичью усадьбу.
Ян Буры вместе с молодым директором дома Мариолой Подолец приветливо встретили гостей из Украины и повели показывать хозяйство. А посмотреть, действительно, было на что: вокруг - подстриженные газоны, прекрасные парк, сад, огород (территория поместья - восемь гектаров!), большой пруд, футбольное поле... Все красивое, ухоженное. А чего стоит сам помещичий дом! Это вам не казенные постройки казарменного типа, как у нас в Украине...
Но главное даже не это, а та атмосфера, которую создают 10 воспитателей для 30 ребят разных возрастов (15 мальчиков и 15 девочек). Здесь нет подчеркнутой дистанции между взрослыми и детьми. Воспитателей называют тетями и дядями, а самого пана Яна - дедушкой. И что приятно: работники, которых я видел, - молодые люди!
“Понимаете, очень важно, чтобы дети ощущали себя здесь членами большой и дружной семьи, где старшие помогают и защищают младших, - говорит Мариола. - Поэтому воспитатели не только работают, но и живут вместе с ребятами по 16 дней в месяц. Таким образом, получаются две смены персонала, в каждой по пять человек”.
В тесноте, да не в обиде! Мариола Подолец показывает уютные спальни воспитанников детдома.В тесноте, да не в обиде! Мариола Подолец показывает уютные спальни воспитанников детдома.
“Мариола права, семейная атмосфера очень важна, - подхватывает Ян. - Понимаете, когда одни и те же воспитатели водят детей в школу, к врачу, делают с ними уроки, убираются в комнатах, работают на кухне и в огороде, тогда между взрослыми и детьми складываются по-настоящему родственные, доверительные отношения”.
Есть и еще одно отличие детдомов “Взрастаня”: здесь ребят воспитывают по системе почитаемого в Подкарпатье священника Бронислава Маркевича, в основе которой лежит труд. То есть, как и в любой другой нормальной семье, дети здесь не только учатся и отдыхают, но и работают. А старшие еще и за младшими присматривают.
Все ребята получают карманные деньги и могут ими распоряжаться по собственному усмотрению. А сельские мальчишки и девчонки, с которыми детдомовцы учатся в местной школе, могут в любое время беспрепятственно приходить сюда к своим друзьям. В общем, все, как в обычных семьях.
Но и это еще не все: даже по достижении воспитанниками 18-летнего возраста Фундация продолжает оказывать им поддержку - до тех пор, пока ребята не станут прочно на ноги. А до этого времени помогает даже жильем в тех городах, где те учатся.
Вот почему воспитанники “Взрастаня” входят во взрослую жизнь социально адаптированными: после окончания школ и гимназий большинство из них проступает в вузы. И всего несколько процентов ребят возвращаются в криминогенную среду, из которой их вырвали в детстве. (Согласитесь, последний показатель просто потрясающий по сравнению с общеукраинскими данными.)

Мальцы облепили пана Яна

Наверное, не последнюю роль в этом играет и еще одно отличие детдомов “Взрастаня” - приобщение детей к христианским ценностям. Поскольку у истоков Фундации стояли католические священники и глубоко верующие миряне (само название говорит об этом), то все ее действия имеют ярко выраженное христианское начало. Во всех местах присутствия этой организации есть как минимум молельные комнаты, а кое-где даже весьма вместительные часовни. И детдома - не исключение. Ребята регулярно молятся, а в выходные дни к ним приезжает священник.
Ян Буры показывает экспозицию, посвященную истории древнего рода Тшеческих - бывших хозяев Дынувского особняка.Ян Буры показывает экспозицию, посвященную истории древнего рода Тшеческих - бывших хозяев Дынувского особняка.
В общем, несколько часов, проведенные в Лопушке Малой, нас весьма и весьма впечатлили.
Но и это было еще не все. Вечером Ян Буры пригласил нас посетить еще один детдом - в местечке Дынув. Это тоже бывшая помещичья усадьба. Но поменьше. Ее недавно передала Фундации последняя владелица с условием, что старушке предоставят надлежащий уход и возможность дожить в родном доме до смерти. “Взрастане” выполнило свои обязательство перед хозяйкой, а после того, как она умерла, здесь открыли детский дом для 14 мальчиков.
Там нас уже ждали. Молодые воспитатели Томек, Ядзя и Марта показали спальни ребят, комнату для подготовки домашних заданий, кухню (в которой вместе с воспитанниками как раз готовили ужин), хозпомещения, часовню... Мальцы, увидев пана Яна, радостно подбежали и облепили своего “джядка” (дедушку). Он, ероша им волосы, рассказывал о каждом из них - об особенностях характера, об успехах в учебе. Старшие ребята вели себя солиднее. Немного смутившись при виде гостей, оторвались от компьютеров и рассказывали о своих планах на будущее, куда собираются поступать...
Потом нас повели во двор - показывать, что наметили сделать в этом году: доводить до ума крышу, второй этаж, благоустраивать территорию. В общем, у “Взрастаня” планов громадье.
Территория детдома в Лопушке Малой напоминает шикарное поместье аристократа. С террасы особняка - прекрасный вид на пруд с островом, к которому ведет мостик, ухоженные газоны, кусты и клумбы. И все это - для детей, хлебнувших горя.Территория детдома в Лопушке Малой напоминает шикарное поместье аристократа. С террасы особняка - прекрасный вид на пруд с островом, к которому ведет мостик, ухоженные газоны, кусты и клумбы. И все это - для детей, хлебнувших горя.
И что отрадно, не только международные и польские благотворительные организации, видя реальную работу, не скупятся на гранты, но и простые люди не остаются в стороне. Положенные средства выделяет на содержание сирот и государство. В общей сложности приходится по 3 тысячи злотых (это чуть больше 10 тыс. гривень) на человека в месяц.
А теперь подумайте, уважаемые читатели, не пора ли и нам засучить рукава и взять пример с польских активистов. Чтобы хоть чуточку изменить мир к лучшему. Чтобы потом не бояться выходить вечерами на улицы, не отводить стыдливого взгляда от бродяг, просящих подаяние, не видеть голодных глаз замурзанных гаврошей...
Не последнюю роль в этом деле может сыграть и церковь. Ведь в Польше именно она является инициатором создания многих важных начинаний, как, например, создание и деятельность Фундации “Взрастане”. Кто мешает нашим священникам - любой конфессии - решиться на подобный шаг и реальными делами доказать искренность своих проповедей?
Игорь Войцеховский, 14 августа 2012 года,
фото автора
P. S. Следующая публикация цикла расскажет о том, как активисты “Взрастаня” смогли организовать помощь инвалидам и бездомным.

Немає коментарів:

Дописати коментар