или Почему все больше украинских выпускников хотят учиться в Польше
Сейчас очень многие - от простых трудяг доразного рода экспертов и политиков - критикуют украинское правительство и законодателей за отсутствие реформ, которые помогли бы стране быстро выйти из экономического и политического кризисов. Мол, пять месяцев топчемся на месте. А власть удосужились разве что приступить к реформе образования, да и то - только сейчас. И вероломное нападение России на Украину не может служить оправданием непозволительной медлительности чиновников и депутатов.
Эксперты то и дело ставят в пример Польшу, которая смогла не только выкарабкаться из глубочайшего, более чем десятилетнего кризиса, но быстро восстановила экономику и развивает ее рекордными для Европы темпами. Как это им удалось? Благодаря не только стремительности преобразований, но и правильно выбранной стратегии их внедрения, когда одна реформа «тянет» за собой все остальные.
А «селюки» не поскупились ради своих детей!
Об этом рассказал председатель Фонда международной солидарности Кшиштоф Становский во время встречи с общественными активистами из Украины. Встреча походила в офисе фонда, в Варшаве.
Еще каких-то 30 лет назад поляки были чемпионами мира по забастовкам и самиздату, вспоминал пан Кшиштоф. Но, кроме тех, кто выступал«ПРОТИВ» существовавшего полуколониального строя и всего, что с ним связано, было немало тех, кто был «ЗА»! Тех, кто думал не столько о том, как разрушить старое, сколько - как построить новую Польшу.
Поэтому после падения навязанного Москвой коммунистического режима избранная народом новая власть в течение 180 дней приняла 15 важнейших законов, позволивших модернизировать страну. И провести две главные, по мнению К. Становского, реформы: административно-территориальную и образовательную. Причем первая «потянула» за собой вторую.
В прошлом номере я уже затрагивал тему административно-территориальной реформы (АТР) в Польше (статья «Кассирши в супермаркетах в памперсах сидели!»). Поэтому останавливаться на ней не буду.
Напомню лишь, что после реформы самая малая административно-территориальная единица - гмина (сельская гмина - это что-то вроде нашего крупного сельсовета, а городская соответствует громаде маленького города) - получила реальное самоуправление с огромными правами и полномочиями. А также и ответственностью за все, что происходит на ее территории: в коммунальной, социальной, культурной и других сферах. Ведь все имущество перешло в собственность громад.
Так вот, основная часть налоговых поступлений с тех пор остается в гмине. И местная громада сама решает, на какие нужды направить средства, прежде всего.
Пан Кшиштоф рассказал, что поначалу было много скептиков, которые сомневались, что «провинциалы» и «селюки» смогут разумно распорядиться деньгами. Зря, мол, ответственность за образование - такое стратегически важное для страны направление - передали от министерства местному самоуправлению.
А оказалось - совсем даже наоборот. Люди проявили мудрость. И позаботились, прежде всего, об образовании своих детей. И 80% средств из местных бюджетов они направили на развитие школ, которые после АТР стали собственностью местных громад (в Польше не стало государственных школ).
Не дело министерства думать, как нужно преподавать учителю физики!
С тех пор на местных выборах отношение кандидатов к вопросам образования во многом определяет их рейтинг.
Но материального обеспечения учебных заведений недостаточно для того, чтобы повысить образовательный уровень. Большие преобразования были проведены и в организации учебного процесса.
Согласно образовательной реформе, самим школам и педагогам дали больше самостоятельности. Программу обучения в школах выбирают их директора. Учебники и методику преподавания - сами учителя.
Да и учебники, которых много разных, министерство не навязывает, а всего лишь проверяет, не содержат ли они каких-либо нарушений законодательства и ущемления прав человека, и все! Как выразился пан Кшиштоф: не дело министерства думать, как нужно преподавать учителю физики. Ведомство разрабатывает лишь критерии - какими знаниями и навыками должны владеть школьники. А о путях их достижения думают директора школ и учителя-предметники.
Выбранный путь оказался результативным: уже спустя 15 лет после начала образовательной реформы сельские школяры своей подготовкой ничем не уступали даже столичным, различия между сельским и городским образованием стерлись.
А сама Польша по уровню образования поднялась на 10 место в мире и на пятое - в Европе. И теперь в ее вузах много иностранной молодежи. Например, украинских студентов учится в Польше больше, чем в России. «Вот результат «сумасшедшей» реформы, на которую у нас даже не было денег», - резюмировал К. Становский свой рассказ о поразительных изменениях, произошедших в школах его страны.
Ігор Войцеховський, 19.08.2014,
фото автора
P. S. Статья подготовлена по материалам стажировки, организованной черниговским центром гуманистических технологий «Ахалар» и Хельсинским фондом по правам человека в Польше для лучших выпускников школы общественных активистов, работающей в рамках программы «Территория развития».
Справка «ПВ»: Кшиштоф Становский - известный польский общественный активист, педагог и политик. Во времена коммунистической диктатуры участвовал в оппозиционном движении, будучи членом легендарного профсоюза «Солидарность». Преследовался властями и был брошен за решетку.
К. Становский был участником возрождения независимого скаутского движения и после освобождения страны от коммунистического режима, 1989 году возглавил Союз скаутов Польши.
В период с 2007 по 2010 год работал на посту замминистра образования. А с 2010 по 2012 годы был заместителем министра иностранных дел Польши. Сейчас возглавляет польский Фонд международной солидарности. Активно помогает в развитии гражданского общества в странах СНГ. В частности, в Украине помогал возрождать скаутское движение.
Кстати
Поляки довольно просто решили проблему, которая актуальна и для Украины. Государство тоже финансирует школы - учитывая количество детей и по определенной формуле. И тем самым добивается улучшения социальной адаптации подрастающего поколения. Например, на детей-представителей нацменьшинств школа получает финансирования в два раза больше, чем на обычных учеников. А за детей, страдающих аутизмом и т.п. - в шесть раз больше. Таким образом, учителям стало не выгодно отфутболивать «проблемных» учеников в спецшколы.
Немає коментарів:
Дописати коментар